Частное 
образовательное учреждение 
Дополнительного образования

"Школа Васиной Г. И."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧОУ ДО "Школа Васиной Г. И."

455000, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 54/1

+7 904 976-95-96

babushkinsergey51@gmail.com

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Частное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Школа Васиной Г.И.»

ИНН 7446030870 КПП 745601001 р/с 40703810500000103620

 к/с 30101810700000000949 БИК 047516949

Юридический адрес: Российская Федерация, 455000,

Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Чапаева д.9, кв.13

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

            Директор ЧОУ ДО «Школа Васиной Г.И.»

 

__________/Бабушкин С.А.

 

Приказ № ___4_______

                                                                                                                                    от ____2.08____________ 20_23__г

 

 

 

 

 

 

 

Вариативная программа углубленного изучения иностранных языков и межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значительные изменения в экономической и политической жизни на современном этапе развития России привели к возникновению в стране нового социокультурного пространства. В этих условиях иностранный язык, являясь способом межкультурного общения и самореализации во внешнем мире, становится реально востребованным в жизни и деятельности человека. Соответственно значительно возрастает статус иностранного языка как учебной дисциплины, развивающей у слушателей способность использовать язык как инструмент общения в диалоге культур. Это ведет к необходимости переосмысления   целей и задач, радикальному обновлению содержания обучения иностранному языку в образовательном учреждении.

 

Основной целью обучения иностранному языку в ЧОУ ДО «Школа Васиной Г.И.» (далее - Учреждение) становится развитие у учащихся необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетентности при одновременном формировании и совершенствовании личности, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

 

Модель коммуникативной компетентности, состоящей из лингвистической, дискурсивной, социолингвистической, социокультурной, страноведческой, показывает, что успешность межкультурной коммуникации зависит не только от знания грамматических структур изучаемого языка, лексических, семантических и фонологических особенностей построения высказывания, но и умения использовать эти знания в зависимости от конкретной ситуации общения.

 

В этой связи возникает необходимость изучения норм коммуникативного поведения, зависящего от культуры и исторических традиций страны изучаемого языка, этических форм речи, характерных для различных сфер и ситуаций общения, а также стратегических умений и навыков выбора необходимого материала для выполнения различных коммуникативных задач.

 

Таким образом, структура содержания обучения иностранному языку на современном этапе развития общества должна отражать сущности коммуникативной компетентности, ее составляющих. Лингвистическую компетентность составляют определенные знания фонетики, лексики, грамматики изучаемого языка и умения использовать эти знания рецептивно и продуктивно в определенном языковом контексте. Социолингвистическая компетентность - это способность слушателей осуществлять выбор и использование языковых форм для выражения определенных коммуникативных намерений в конкретных ситуациях общения. Социокулътурная компетентность - умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями учащимися национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения. Формирование социокультурной компетентности предполагает также овладение слушателями:

-определенным объемом лингво-страноведческих знаний и умений (знаний без эквивалентной лексики и реалий страны изучаемого языка),

-знаний о природно-климатических, экономических и общественно-политических особенностях страны изучаемого языка.

 

Дискурсивная компетентность определяется как способность слушателей не только построить логичное по форме и содержанию высказывание, пользуясь нормами речевого поведения, характерными для страны изучаемого языка, но и умение толковать смысл других людей.

Стратегическая компетентность предполагает наличие у слушателей умений и навыков, которые способствуют отбору наиболее эффективных стратегий для решения разных коммуникативных задач. Стратегическая компетентность включает в себя такие группы умений и навыков, как компенсаторные и учебные.  Компенсаторные умения определяют способность слушателей преодолевать трудности, возникающие в процессе общения. Учебные умения формируют у слушателей способность самостоятельного использования приобретенных знаний в планировании учебного процесса, при работе в различных режимах (парная, групповая работа), в использовании технических средств обучения, способность объективно и правильно оценивать свои собственные знания и знания товарищей.

Таким образом, целью данной программы является создание условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также развитие личности, ее готовности к дальнейшему самосовершенствованию и использованию иностранного языка в межкультурном общении.

 

Выполнению цели способствует осуществление главных задач обучения иностранному языку в Учреждении:

 

Задачи данной программы определяются необходимостью последовательного формирования умений и навыков, требующихся для осуществления коммуникативных потребностей слушателей, а также, исходя из потребностей общества и Заказчика образовательных услуг.

 

Основными задачами обучения являются:

- создание психологических и дидактических условий для формирования положительной мотивации учащихся в изучении иностранного языка, преодоления психологического барьера в его использовании как средства коммуникации,

-развитие коммуникативных и познавательных потребностей с применением иностранного языка,

-достижение функциональной грамотности,

-формирование умения вступать в коммуникативные связи в стандартных ситуациях общения, используя употребительную разговорную лексику при достаточно свободном обращении с правилами грамматики,

- достижение такого уровня коммуникативной компетентности, которая позволяет учащимся успешно решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе свободного владения иностранным языком.

 

Исходя из основной цели и задач, формируется содержание обучения иностранному языку. Содержание коммуникативной компетенции включает в себя следующие составляющие:

• сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и социальные роли;

• специальные речевые умения, необходимые для пользования иностранным языком как средством общения;

• лингвистические знания, помогающие сформировать специальные речевые умения (сведения по фонетике, грамматике, лексикологии изучаемого языка);

• комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;

• общие учебные знания, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие    культуру учебно-познавательной деятельности слушателей по освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.

 

Конечной целью обучения учащихся является практическое владение различными видами речевой деятельности, ориентированной на специфику специальности, что позволяет им после завершения курса обучения:

  • воспринимать иноязычную речь, произнесенную в нормальном для данного языка темпа;
  • владеть устной диалогической и монологической речью в повседневно-обиходной и профессиональной сферах.
  • читать с полным охватом содержания, переводить и обрабатывать соответствующим образом оригинальную литературу.
  • владеть письменной речью, в необходимом для успешной профессиональной деятельности объеме.

 

В процессе достижения этих целей реализуются общеобразовательные задачи обучения иностранному языку.

 

 

Содержание данной программы включает в себя три взаимосвязанных компонента:

• компонент, обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться как представителю родной национальной культуры;

• компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур;

• компонент, обеспечивающий включение личности в современные общецивилизационные процессы.

 

Речь в данном случае идет не только о повышении эффективности преподавания иностранных языков в рамках определенной модели, но, прежде всего, о развитии личности, способной осознать мир как единое целое и роль языка как средство межкультурной коммуникации.

Являясь наиболее универсальной формой коммуникации, язык тесно связан с такими учебными предметами, несущими в себе социокультурную информацию.

 

Вариативность программы отражается в принципиально новом подходе к организации материала программы, исходя из потребностей Заказчика образовательных услуг. Вариативность определяется построением содержания рабочих программ с учетом интересов учащихся, региональных и национальных особенностей, возможностей педагогического коллектива. Данная программа ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательных потребностей Заказчика и Обучающегося.

 

Для реализации целей программы используется такой подход к организации материала, в котором умело сочетаются лучшие традиции, заложенные в российских учебниках, а также содержание и новые технологии, которыми обладают учебники аутентичные.

 

Необходимость использования аутентичной литературы продиктована новыми задачами.

Так, необходимость формирования лингвистической компетентности требует приобретения слушателями определенных знаний лексики и грамматики изучаемого языка. Грамматические и особенно лексические нормы языка меняются под влиянием времени

 

Аутентичные пособия призваны помочь в развитии социокультурной компетентности слушателей, предполагающей наличие у них умения осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.

Дискурсивная компетентность - умение общаться с другими людьми - предполагает определенный уровень развитости навыка аудирования. Однако развитие у слушателей способностей понимать иноязычную речь на слух и адекватно реагировать на нее всегда вызывало определенные трудности как у преподавателя, так и у самого учащегося.

 

В качестве основного метода обучения программа является диалоговый метод обучения. Усвоение содержания проходит в условиях учебного диалога как особой учебно-коммуникативной сферы, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. Средствами обучения являются не только текстовые аутентичные курсы, но и аудио- и видеоаутентичные курсы, банки аутентичных текстов с заданиями.

 

Содержание образовательной программы

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Календарный учебный график

4. Рабочие программы учебных модулей (включая оценочные и методические материалы)

5. Система условий реализации образовательной программы.